Емкость автомобильного аккумулятора
На автомобиле аккумулятор предназначен, прежде всего, для питания стартера, который раскручивает двигатель, позволяя ему завестись. Конечно, при выключенном моторе от батареи питаются и другие электроприборы автомобиля. Но основное назначение — это питание стартера.
Чтобы провернуть коленчатый вал двигателя, требуется стартер достаточной мощности, который по сути представляет собой обычный электродвигатель. Так вот, например, на автомобилях с двигателем объемом 1,3 — 1,6 л требуется около 1,5 кВт мощности. А это значит, что потребляемая сила тока составит около 120 А. На таких машинах устанавливают обычно батареи с емкостью 55-60 Ач. То есть такой емкости в идеале должно хватить на полчаса вращения стартера. Но выше мы отметили, что при большом токе время работы от одной зарядки сокращается. Плюс у нас еще бывает зимняя эксплуатация, когда холодный аккумулятор просто из-за низких температур теряет свою емкость. Также нужно отметить, что ток зарядки от генератора во время движения не очень высокий, поэтому хоть аккумулятор и несколько дозаряжается во время поездок, все равно с каждым пуском заряда в нем остается меньше.
Таким образом, производителями была высчитана оптимальная емкость батареи при том или ином объеме двигателя. Ее можно узнать из паспорта автомобиля или найти в Интернете конкретно для вашего авто. Если купить аккумулятор меньшей емкости, то придется довольно часто его заряжать. Покупка же более емкой батареи позволит иметь дополнительный запас заряда, что особенно полезно в зимнее время. Но не стоит увлекаться и брать значительно более емкие аккумуляторы. Чем больше емкость, тем меньше в батарее ее внутреннее сопротивление. А поскольку стартер рассчитан на работу с определенным диапазоном сопротивления, использование слишком емкого аккумулятора, сопротивление которого выходит за рамки этого диапазона, может привести к преждевременному выходу стартера из строя.
Какая ёмкость у аккумуляторов
Правильно разделить ёмкость на 2 типа:
- паспортная или номинальная;
- фактическая или реальная.
Паспортная ёмкость является ориентиром при покупке аккумуляторной батареи в магазинах. Эти характеристики заданы производителем и отображают количество Ач при идеальных условиях эксплуатации.
Под оптимальными условиями подразумевается:
- температура от 10 до 20 градусов Цельсия;
- низкая или средняя влажность;
- полный заряд батареи и пр.
Следует учитывать, что ёмкость — это переменная характеристика. Она меняется постоянно и зависит от ряда факторов. Поэтому, когда на корпусе источника питания пишут 60 Ач, это ещё не означает, что реальная ёмкость там такая. В большинстве случаев она ниже.
Стоит вспомнить напряжение в АКБ. Она определяется суммированием напряжения в каждой из секций батареи. Стандартно конструкция включает 6 банок (секций). В идеальных условиях каждая генерирует по 2,1 В напряжения. В сумме это даёт 12,6 В. Также и ёмкость суммируется из характеристик каждой банки.
У автопроизводителей обычно предусмотрена таблица, где прописано, батарея с какой ёмкостью должна устанавливаться на тот или иной автомобиль. Причём параметры зависят не только от марки и модели. На это влияет тип двигателя, его объём, мощность, комплектация, наличие тех или иных электропотребителей и пр.
Большое значение для поддержания работоспособности машины имеет фактическая ёмкость. Она поддаётся измерению. Требуется измерить, сколько энергии отдаёт АКБ при полном заряде до состояния разряда. Засекается время, за которое отдаётся ток, и умножаются величины друг на друга. То есть силу тока умножают на время. Ток в Амперах, а время в часах.
В 99% случаев реальная ёмкость будет отличаться от паспортной. Это объясняется воздействием разных внутренних и внешних факторов на батарею, которая эксплуатируется, либо просто хранится на полке.
За время хранения внутри протекают электрохимические процессы. И постепенно АКБ теряет ёмкость. Вот почему рекомендуется покупать аккумуляторы, с момента выпуска которых прошло не более 6 месяцев.
Единицы измерения
Если отталкиваться от физики, электроемкость определяется в Кулонах (1 Кл = 1 Ампер в секунду). А измеряется в Фарадах, т.к. при отдаче тока напряжение на контактах батареи падает. Большая часть аккумуляторов не терпят, когда их доводят до глубокого разряда. Есть порог, ниже которого опускать напряжение не стоит, что позволяет продлить срок службы устройства.
В жизни емкость источников питания указывается в ампер-часах, чтобы потребителям было проще подобрать необходимую батарею. Так принято для автомобильных устройств. Если емкость невысокая, измеряемая миллиамперами, то обозначаться она будет как миллиампер-часы (мАч).
Впрочем, встречаются измерения в виде Ватт часы.
Резервная емкость
Характеристика автомобильного аккумулятора, показывающая его способность питать электросистему движущегося автомобиля, если генератор автомобиля не работает. Измеряется в минутах разряда аккумулятора током 25 А. Распространена в США (reserve capacity). Приближенно оценить емкость аккумулятора в ампер-часах по его резервной емкости в минутах можно по формуле:
Е = T / 2Обычно производитель назначает номинальной емкость свинцового аккумулятора при длительных (10, 20 или 100 часов) разрядах. Емкость аккумулятора при таких разрядах обозначается как С10, С20 или С100. Мы можем рассчитать ток, протекающий через нагрузку при 20-часовом (например) разряде – I20:
I = Е / 20Значит ли это, что при 15-минутном (1/4 часа) разряде ток будет равен Е20 х 4 ? Нет, это не так. При 15-минутном разряде емкость свинцового аккумулятора обычно составляет чуть менее половины номинальной емкости. Поэтому и ток I0.25 не превышает Е20 х 2. Т.е. ток разряда и время разряда свинцового аккумулятора не пропорциональны друг другу.
None I p * T = constЗдесь p – число Пейкерта – показатель степени, постоянный для данного аккумулятора или типа аккумуляторов. Формула Пейкерта действует и для современных герметичных свинцовых кислотных аккумуляторов.
Для свинцовых аккумуляторов число Пейкерта обычно изменяется от 1.15 до 1.35. Величину константы в правой части уравнения можно определить по номинальной емкости аккумулятора. Тогда, после нескольких преобразований, получим формулу для емкости аккумулятора E при произвольном токе разряда I:
Е = Eн * (Iн / I)p-1Здесь Eн – номинальная емкость аккумулятора, а Iн – ток разряда, при котором задана номинальная емкость (обычно ток 20-часового или 10-часового разряда).
Номинальная и резервная емкость батареи
Номинальная емкость АКБ является важнейшей характеристикой и определяет общее количество электроэнергии, которое на 100% заряженный аккумулятор способен отдавать в течение определенного времени.
Чем выше оказывается данный показатель, тем дольше батарея будет питать электросеть автомобиля на одном заряде (АКБ 60 Ач способна отдавать ток 1 ампер на протяжении 60 часов, 2 ампера в течение 30 часов и т.д.).
Что касается резервной емкости – это значение, указывающее на время отдачи заряда 25А при оптимальной температуре 25°С до конечного минимального значения 10.5 В. Информация о резервной мощности есть не на всех батареях, однако на современных АКБ встречается все чаще.
Измеряют резервную мощность в минутах. Зачастую, при номинальной мощности 60 Ач резервная мощность составляет 90 или 100 минут. Данный показатель позволяет понять, сколько автомобиль «продержится» на заряде от АКБ в случае поломки генератора.
Вычисление с помощью простого теста
Если под рукой нет тестера, мультиметра, а также нет возможности скачать определенный софт, можно провести простой тест в домашних условиях. Способ не совсем точный, но позволит узнать показатели портативной АКБ приближенные к реальности. Потребуется сделать определенные расчеты.
- Необходимо взять Пауэр Бэнк с полным зарядом и подключить к нему полностью разряженный смартфон.
- Дождаться полной зарядки и отсоединить.
- Затем снова полностью разрядить телефон и подсоединить к пауэрбанку.
Выполнять эту процедуру нужно пока повербанк не разрядится. Затем, необходимо выполнить расчет по определенной формуле. Допустим, телефон с аккумулятором 3000 мАч получилось зарядить на 100 процентов 3 раза, а на четвертый раз всего на 50 процентов. Расчеты будут следующими:
3 x 3000 + 0,3 x 3000 = 9900 мАч.
Полученное число необходимо умножить на 1,3 (коэффициент преобразования):
9900 x 1.3 = 11700 мАч.
В итоге получается, что фактическая емкость Пауэр Банк составляет 11700 мАч. Если в итоге по расчетам емкость получилась меньше заявленной, значит портативная зарядка некачественная. При этом во время расчетов допускается отклонение, составляющее не более 5 процентов.
ИнтересноТакже реальную емкость можно определить прямо в магазине без всяких формул. Достаточно на указанный объем аккумулятора умножить число 0.7. Таким образом, если перед вами лежит портативная зарядка на 10 000 мАч, умножив эту цифру на 0.7, получаем ориентировочное значение – 7000 мАч.
Восстанавливаем батарею
Если есть желание, можно заняться восстановлением батарейки. Эта мера будет временной и через некоторое время придется купить новую комплектующую. Заниматься восстановлением следует тем, кто хоть немного разбирается в этом, всем остальным лучше сразу отправляться в магазин.
От другой батареи
В таком случае потребуется подготовка:
- Любого другого аккумулятора на 9В.
- Изоленты.
- Простого тонкого провода.
Для восстановления емкости выполняем следующие работы:
Подводим провода к контактам батареи, которой требуется реанимация.
- Закрепляем контакты с помощью изоленты, делаем пометку маркером на «-» и «+».
- Подсоединяем провода к «донору», закрепляем изолентой.
- Когда батарейка нагреется, ее нужно отсоединить и вставить в смартфон.
- После включения устройства проверяем уровень заряда и начинаем стандартную зарядку.
С помощью вентилятора
Нужно подготовить:
- Блок питания, выходное напряжение которого не менее 12 В;
- Провод.
Действуем по следующему алгоритму:
- Соединяем минусовой разъем вентилятора и соответствующий разъем на устройстве.
- Повторяем операцию с плюсовым разъемом.
- Фиксируем провода на аккумуляторе.
- Включаем в сеть блок питания, при этом начнется вращение вентилятора, что подтверждает поступление тока.
Для получения необходимого показателя емкости достаточно 30 секунд, после чего зарядку можно осуществлять обычным способом.
С помощью холода
Такой вариант не дает стопроцентного результата, но в некоторых случаях срабатывает. Для этого батарейка укладывается в пакет из полиэтилена, чтобы избежать попадания влаги. В таком случае нельзя пользоваться бумагой или фольгой. Для реанимации запчасть укладывается в морозильную камеру на двенадцать часов. Затем ее нужно вынуть, нагреть до комнатной температуры и вытереть насухо.
Если появилось вздутие
Из-за вздутия АКБ нельзя использовать, но можно спасти. Для этого выполняется следующая последовательность действий:
- Под платой датчика находим колпачок.
- Прокалываем колпачок с помощью гвоздя или иголки.
- После выхода скопившегося газа из корпуса металлическая пластинка устанавливается обратно.
- На место прокола наносим водостойкий клей.
Проверка тока
Чтобы понимать, как проверить батарейку тестером, нужно знать параметры накопителя заряда, коим являются и аккумуляторы, и любые переносные элементы питания.
У полностью заряженного источника питания должно быть заданное производителем напряжение на выходных контактах с погрешностью ±5%, и он должен выдавать определенный ток, достаточный для питания нагрузки той мощности, для которой его предполагается применять.
Для того чтобы проверить ток батареек, важно правильно настроить и подключить тестер. Нужно выполнить действия:. Подключить черный провод со щупом в гнездо COM мультиметра, а красный провод — в гнездо, маркированное 10 А;
Установить режим измерения постоянного тока, предел измерений — 10 А;
Кратковременно прикоснуться щупами к выводам батарейки, черным — к минусу, а красным — к плюсу
Подключить черный провод со щупом в гнездо COM мультиметра, а красный провод — в гнездо, маркированное 10 А;
Установить режим измерения постоянного тока, предел измерений — 10 А;
Кратковременно прикоснуться щупами к выводам батарейки, черным — к минусу, а красным — к плюсу
Важно проводить измерение на более 2 секунд, во избежание порчи элемента;
На дисплее отобразится значение тока.. Если величина тока находится в пределах 4 — 6 ампер, то элемент «свежий» и может использоваться по назначению. При показаниях от 3 до 3,9 А ресурс батарейки снижен, но какое-то время она еще будет работать
Если ток равен 1,3 — 2,9 А, такой элемент сможет питать только маломощную аппаратуру. При более низких показателях батарейку лучше заменить, а аккумулятор с такими параметрами нужно зарядить
При показаниях от 3 до 3,9 А ресурс батарейки снижен, но какое-то время она еще будет работать. Если ток равен 1,3 — 2,9 А, такой элемент сможет питать только маломощную аппаратуру. При более низких показателях батарейку лучше заменить, а аккумулятор с такими параметрами нужно зарядить
Если величина тока находится в пределах 4 — 6 ампер, то элемент «свежий» и может использоваться по назначению. При показаниях от 3 до 3,9 А ресурс батарейки снижен, но какое-то время она еще будет работать. Если ток равен 1,3 — 2,9 А, такой элемент сможет питать только маломощную аппаратуру. При более низких показателях батарейку лучше заменить, а аккумулятор с такими параметрами нужно зарядить.
Ток холодной прокрутки
Для стартерного аккумулятора, в отличие от тягового, не менее важен и максимальный ток, который он может отдавать в течение короткого времени. Для сравнения аккумуляторов между собой служат несколько стандартов измерения: 1. EN: аккумулятор, охлажденный до температуры -18°, разряжается до напряжения 7,5 В за 10 секунд. 2. SAE: при той же температуре разряд идет 30 секунд и до напряжения 7,2 В. 3. DIN: напряжение должно за 30- секунд снизиться до 9 В.
Видео: Как и какой выбрать аккумулятор для автомобиля. Просто о сложном
Как видно, наиболее жестким стандартом измерения является DIN, аналогичный отечественному ГОСТ 959-91. EN же легче всех – тест короче, а допустимое снижение напряжения максимально. Поскольку кривая токоотдачи у аккумуляторов нелинейна, можно обнаружить, что два аккумулятора с равным током холодной прокрутки по EN будут иметь разный ток холодной прокрутки по DIN. При выборе аккумулятора это соотношение может представлять интерес – увеличение тока по DIN при одинаковом токе по EN однозначно указывает на то, что на морозе эта батарея сможет дольше проворачивать стартер.
Казалось бы, зачем гнаться за максимальным стартерным током, если для обычно применяемых на автомобилях стартеров с мощностью 0,8-1 кВт достаточно 70-90 ампер? Дело в том, что номинальная мощность стартера рассчитывается по тому потреблению тока, что соответствует установившимся оборотам при заданной нагрузке на вал. В момент же запуска ток может возрасти во много раз, так как напряжение на обмотки подается практически одновременно с зацеплением бендикса, и на рабочие обороты он должен выходить под нагрузкой. Чем холоднее мотор, тем дольше стартер выходит на рабочие обороты, и тем больший ток он потребляет до этого момента.
Характеристики модуля ZB2L3
- Рабочий ток: 70 мА
- Напряжение питания: 4.5-6 В (разъем USB)
- разрядное напряжение: 1-15 В, шаг 0.01 В
- Диапазон напряжения отключения: 0.5-11 В
- Разрядный ток: максимальный 3 А, разрешение 0.001 А
- Максимальная погрешность измерения напряжения: 1%
- Максимальная погрешность измерения тока: 1.5%
- Максимальная емкость батареи: 9999 А/ч (отображение путем сдвига десятичной точки)
Резистор 7,5 Ом на 5 Вт, входящий в комплект к тестеру, не сможет проверить автомобильный АКБ 12 В. Полностью заряженный аккумулятор будет при испытании давать ток около 1.7 А, так что мощность этого резистора должна быть не менее 20 Вт.
Проверяем состояние аккумулятора
Чтобы определить, в каком состоянии находится телефонная батарея, ее нужно осмотреть. У литиевого аккумулятора проблемы будут заметны сразу. Зачастую они вздуваются, контакты покрываются коррозией, белыми и зеленоватыми пятнами.
Телефон не должен разряжаться очень быстро
Если раньше заряд держался в течение трех суток, а теперь – только одни при одинаковом использовании, – это повод обратить внимание на состояние аккумулятора
Также возможно проваливание заряда батареи. К примеру, на экране видно, что зарядки осталось 25%, а после одного звонка он резко отключается. Чтобы спастись от подобных ситуаций, можно воспользоваться переносными аккумуляторами.
Для проверки состояния можно воспользоваться специальными программами:
- iOS. Владельцы айфонов могут воспользоваться утилитой iBackupBot. Устанавливается она на компьютере, к которому подключается смартфон. После запуска программы выбирается устройство из списка и получается информация о значении емкости и количестве пройденных циклов заряд – разряд. Если емкость на 50% меньше номинальной – аккумулятор нужно менять.
- Android. Для получения сведений можно воспользоваться запросом *#*#4636#*#*. После этого на экран будет выведена информация о состоянии аккумулятора. Кроме того, можно использовать программу Battery, которая расскажет о текущем состоянии.
Характеристики
К основным характеристикам батарей можно отнести:
- Ёмкость;
- Вес;
- Размер;
- Полярность;
- Насколько заряжен;
- ЭДС;
- Ток холодной прокрутки;
- Сроки эксплуатации и хранения;
- Саморазряд.
Одной из главных характеристик является ёмкость – измеряется в Ампер-часах. Найти показатель ёмкости можно на этикетке АКБ. Примером можно взять ёмкость 72 А-ч – это значит, что в течение 20 часов аккумулятор может выдавать 3.6 А-ч, а по истечению останется напряжение 10.8 Вольт (минимальное значение).
Технические параметры аккумулятора
Можно проследить зависимость, что чем больше выдача тока – тем быстрее АКБ разрядится.
Помимо основной ёмкости, есть ещё и резервная ёмкость, которая обеспечивает автомобиль электричеством, при выходе из строя генератора. Хватает её только на самое основное – фары и печка. По умолчанию устанавливается значение в 25 Ампер, а на этикетке АКБ указывается в минутах (сколько может проработать без поддержки генератора).
Как точно измерить емкость батареи
Среди всех возможных способов проверки емкости телефона можно выделить вариант с использованием зарядных устройств нового поколения.
Диагностику в данном случае проводят двумя методами. Первый — это зарядка телефона. Для этого следует выбрать режим и разновидность батареи, которая указана на аккумуляторе. После автоматического подсчета времени, требуемого для полного заряда и тока, устройство выдает точную информацию.
Второй вариант — это разрядка гаджета. В этом случае проверка проходит в обратном порядке. Устройство замеряет поведение телефона при разрядке и затраченную на это энергию и предоставляет всю информацию.
Можно ли восстановить емкость батареи
Специалисты советуют выполнять своего смартфона регулярно, так как эти показатели могут снижаться со временем не только из-за того, что владелец гаджета активно использует все возможные приложения. В частности, это касается аккумуляторов, которые долго лежали без применения.
Для восстановления емкости можно использовать метод «раскачки». Считается, что таким образом можно вернуть утерянный уровень работоспособности батареи. Для этого необходимо зарядить АКБ мобильного устройства на 100 %, затем разрядить, и выполнить то же самое еще три раза. Если положительный эффект был получен, можно пока не приобретать новый аккумулятор.
Подробная информация и советы здесь:
Иногда владельцы смартфонов замечали, что такой способ восстановления используют даже в сервисных центрах, но при этом они берут за это немаленькие деньги и, таким образом, обманывают своих клиентов. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, лучше испробовать все доступные варианты восстановления самостоятельно, и только после того, как ни один из них не дал результата, стоит заменить АКБ.
Какие еще бывают характеристики емкости свинцового аккумулятора?
Энергетическая емкость [Вт/элемент]
Характеристика аккумулятора, показывающая
способность аккумулятора разряжаться в режиме постоянной мощности в течение
определенного небольшого времени (обычно 15 минут). Эта характеристика
распространена в США, но постепенно распространяется и среди производителей
аккумуляторов из других стран. Приближенно оценить емкость аккумулятора
в ампер-часах по его энергии в Вт/эл (15 мин) можно по формуле:
Резервная емкость
Характеристика автомобильного аккумулятора,
показывающая его способность питать электросистему движущегося автомобиля, если
генератор автомобиля не работает. Измеряется в минутах разряда аккумулятора
током 25 А. Распространена в США (reserve capacity). Приближенно оценить емкость
аккумулятора в ампер-часах по его резервной емкости в минутах можно по формуле:
Методы проверки
Каждый аккумулятор имеет определённый срок службы. Этот показатель во многом зависит от его ёмкости, которой по мере эксплуатации устройства свойственно уменьшаться. Дело в том, что батарея не хранит энергию, а содержит химически активные вещества, взаимодействие которых позволяет получать электрический ток. С течением времени степень реакции ухудшается, и значит, что ёмкость аккумулятора имеет большое влияние на работоспособность авто.
Снижение данного параметра приводит к проблемам с запуском. Чтобы этого избежать, желательно держать его под контролем. Для этого нужно научиться определять его величину в любой момент. Существует множество способов определения ёмкости аккумулятора. Рассмотрим самые простые:
- Тестирование под нагрузкой. В качестве последней обычно используют лампочку. Если номинальная ёмкость не велика, то вполне подойдёт и фара. Алгоритм действий:
- отключаем АКБ от генератора;
- подключаем нагрузку на промежуток времени от одной до двух минут;
- снимаем нагрузку; присоединяем к батарее мультиметр в режиме определения ёмкости;
- фиксируем значение.
- Использование тестера. Это прибор, обладающий расширенным функционалом. Выбираем необходимый режим его работы при помощи специальной кнопки. Проводим замеры, определяем значение.
Более подробно о методах проверки ёмкости можно почитать тут.
Как рассчитывается ёмкость
При расчёте ёмкости аккумулятора нужно помнить о том, что батарею нельзя разряжать полностью – следует оставлять минимум 30 % её заряда. Величина данного параметра должна удовлетворять потребности автономной системы электроснабжения автомобиля.
Рассмотрим на примере, как правильно посчитать ёмкость аккумулятора. Допустим, суммарная мощность электроприборов машины равна 500 Вт*ч. Значение напряжения всех АКБ одинаково и составляет 12 В. Количество энергии, которое способен выдать аккумулятор, равняется произведению его ёмкости на напряжение, то есть:
Q = Е × U, где
Q – количество запасённой аккумулятором энергии; Е – ёмкость АКБ; U – напряжение АКБ = 12 В.
Так как энергию батареи можно использовать лишь на 70 %, следовательно, формула количества отдаваемой аккумулятором энергии будет иметь такой вид: Q = Е × U × 0,7.
Как в таком случае рассчитать ёмкость аккумулятора? Из выражения несложно определить Е = Q / (U × 0,7).
При Q = 500 Вт*ч
Е = 500 / (12 × 0,7) = 59,52 Ач.
Таким образом, находим, что необходима аккумуляторная батарея ёмкостью 60 Ач. А что означает данная ёмкость аккумулятора для автомобиля? То, что значение разрядного тока равно 60 Амперам.
Как проверить аккумулятор при покупке?
Выбрав нужный АКБ — не забудьте проверить его работоспособность. Сделать это просто, подключив к нему нагрузочную вилку. С ее помощью вам замеряют напряжение холостого хода и под нагрузкой. В каждом уважающем себя магазине нагрузочная вилка должна быть обязательно! Нет такого прибора? Подумайте о том, чтобы купить АКБ в другом месте.
Все АКБ делятся на три категории:
1. Обслуживаемые аккумуляторы или ремонтопригодные— устройства, пользующиеся спросом несколько лет назад, сегодня не столь популярны. Корпус АКБ из эбонита, залитый сверху мастикой.
2. АКБ необслуживаемые. Этот тип аккумуляторов предназначен работы в идеальных условиях.
3. Для наших реалий самый подходящий вид аккумуляторов — малообслуживаемые. Они отличаются выгодной ценой, неплохим качеством и длительным сроком эксплуатации.
При выборе аккумулятора необходимо выяснить дату его выпуска. Как было отмечено ранее, срок эксплуатации АКБ — 3−5 лет, естественно, чем новее устройство, тем дольше оно прослужит. Кстати, этот срок начинает исчисляться не со дня установки его в авто, а с момента, когда залит электролит.
Стоимость аккумулятора прямо пропорциональна емкости его пускового тока. Чем больше емкость АКБ, тем быстрее стартер провернет автомобильный двигатель.
Лучше покупать аккумуляторы в специализированных магазинах. Профессиональные консультанты грамотно подберут батарею к вашему авто. В таких магазинах вы купите подлинный сертифицированный товар, а при обнаружении брака вам заменят устройство. Но, при покупке обязательно проверьте правильность заполнения гарантийного талона и выписанного чека.
Как рассчитать емкость конденсатора
На значение емкости конденсатора влияют следующие показатели: расстояние между обкладками, их площадь, относительная диэлектрическая проницаемость среды, которая расположена между ними. Существует обратная пропорциональная зависимость между емкостью конденсатора и первым из вышеуказанных параметров, и прямая зависимость ее от двух других.
1. Для определения емкости конденсатора, необходимо, в первую очередь, рассчитать площадь его пластин. Если она различна, учитывается меньшая ее значение. Форма пластины определяет способ расчета.
- Для прямоугольного варианта: S = ab. Здесь: S–площадь (измеряете в м2); a–длина (измеряете в м); b–ширина (измеряете в м)
- Для круглого варианта: S = π(R^2). Здесь: S – площадь (измеряете в м2); π – число «пи»; R – радиус (измеряете в м).
В некоторых онструкциях бывает, что обкладки свернуты в рулон. Тогда площадь рассчитывается для развернутых пластин.
2. Диэлектрическая проницаемость площади, расположенной между двумя обкладками, также влияет на значение емкости конденсатора. Ее показатели можно узнать из таблицы, находящейся в конце статьи. Она является безразмерной величиной и в вакууме равна 1. В воздухе значение проницаемости составляет примерно 1,00058986, что позволяет считать ее при большинстве расчетов равной единице. Для этого используется следующая формула: C = (ε абс. вак. * ε отн. вещ.* S)/d. Здесь: C – емкость (измеряете в Фарад); ε абс. вак. – абсолютная диэлектрическая проницаемость вакуума, равная — 8,85418 (измеряете в Ф/м); ε отн. вещ. * S–относительная диэлектрическая проницаемость вещества (безразмерная величина); S – площадь наименьшей из обкладок (измеряете в м2); d – расстояние между обкладками (измеряете в м).
3. На действующих конденсаторах емкость, как правило, обозначается в пико-, нано- или микрофарадах. Поэтому, полученные при расчете значения рекомендуется перевести в соответствующую размерность для более удобного представления в схеме.
Что это такое
Одной из важнейших характеристик аккумулятора является его ёмкость. Именно исходя из её величины выбирают АКБ для каждого конкретного автомобиля. От ёмкости автомобильного аккумулятора зависит и беспроблемный запуск двигателя в любое время года.
Так что же это такое – ёмкость аккумулятора? Она представляет собой количество энергии, которое способна отдать полностью заряженная АКБ за определённый промежуток времени при установленном значении.
Обозначение на корпусе
Величина ёмкости аккумулятора автомобиля измеряется в Ампер-часах (как правило, за временной промежуток берётся один час). Узнать значение данного параметра любой АКБ можно, взглянув на этикетку, которая наклеена на её корпус. Маркировка выглядит следующим образом: 55 Ач. Это значит, что током равным 55 Ампер аккумуляторная батарея будет разряжаться на протяжении 20 часов – полный цикл разряда. Здесь речь идёт о номинальной ёмкости.
Существует ещё так называемая резервная ёмкость аккумулятора, которая определяет время движения автомобиля при неработающем генераторе зимой в тёмное время суток. Её значение указывается в минутах. Найти этот параметр также можно на этикетке корпуса батареи.
Основные параметры аккумуляторов
Основные параметры аккумуляторов, определяющие возможность их использования на том или ином автомобиле, следующие: напряжение на клеммах, емкость АКБ, пусковой ток (мощность). С напряжением все понятно – его значение должно соответствовать той величине, на которую рассчитана бортовая сеть авто (12 В или 24 В).
Электрическая емкость полностью зараженной АКБ соответствует тому количеству электроэнергии, которое аккумулятор способен отдать в процессе длительного разряда. Или, по-другому – способность батареи давать ток определенной величины в течение определенного промежутка времени (емкость 40 Ah (или А·ч) означает, что АКБ может снабжать током в 1 А на протяжении 40 часов либо в 2 А – 20 часов и так далее).
Номинальная электроемкость АКБ – емкость 20-тичасового разряда. Именно ее в настоящее время регламентируют в большинстве европейских нормативных документов, в российском ГОСТ и указывают в паспорте и на этикетке батареи. Для АКБ на 80 А·ч величина тока разряда равна 4 А.
Резервная емкость – параметр, показывающий промежуток времени (в минутах), на протяжении которого АКБ способна снабжать током 25А (то есть, сколько времени она сможет снабжать электричеством все потребители авто при неработающем генераторе). У батареи емкостью 55 Ah этот параметр может достигать 85–90 минут (при отказе генератора машина сможет двигаться за счет энергии только АКБ еще около 1,5 часов).
Пусковая мощность – максимальная мощность, выдаваемая АКБ в течении 30 с при –18 °C. Этот параметр характеризует способность батареи запускать холодный двигатель, а выражают его для аккумуляторов в амперах – пусковом токе при холодной прокрутке. Чем больше пусковой ток (стартерный разряд), тем больше мощность АКБ. Стартерный разряд в зависимости от производителя определяется по разным методикам: SAE, EN, DIN, ГОСТ, IEC и другим. Соответственно, и указанные на батарее величины пускового тока могут быть разными, с пометкой к какому стандарту они относятся.
Пусковой ток новой АКБ должен быть равен или выше, чем у заменяемой батареи. Нельзя брать батарею с меньшей емкостью (А·ч). Это продиктовано тем, что некоторые режимы работы мотора (низкие и холостые обороты) сопровождаются разрядом аккумулятора (особенно в ночное время), потому что выдаваемой генератором энергии недостаточно. При этом в условиях малых пробегов автомобиля и при частых стоянках с заведенным двигателем АКБ «помогает» генератору снабжать электропитанием включенные потребители, а сам разряжается. В случае малой собственной емкости АКБ глубина ее разряда при этом превысит 40–50 %, что впоследствии приведет к ощутимому снижению работоспособности автомобильной батареи в режиме запуска двигателя авто. Такие глубокие разряды, имеющие повторяющийся характер, вызовут сокращение ресурса АКБ. Таким образом, при выборе АКБ автовладелец в первую очередь должен учитывать значения ее пускового тока и номинальной электрической емкости.